Начальный этап развития Шаолиньского ушу
Ушу как искусство кулачного боя и владения различными видами холодного оружия зародилось в древнем Китае. Его история насчитывает много тысячелетий.
В настоящее время в Китае ушу трактуется как форма национальной физической культуры и боевого искусства.
С эпохи Хань до периода правления династии Вэй (конец III в. до н.э. — VI в. н.э.) ушу уже получило довольно широкое распространение по всей стране. При династии Северная Вэй, после того как на девятнадцатом году периода правления под девизом Тайхэ ("Великая гармония") (495 г.) был создан монастырь Шаолинь ("Монастырь растущего леса", или "Монастырь молодого леса"), древнее искусство китайского ушу не только проникло за монастырские стены, но и стало одним из повседневных занятий монахов в свободное от послушаний время.
Когда настоятелем монастыря был Бато (основатель монастыря), многие искусные мастера пришли в монастырь и приняли монашество — не только для того, чтобы получить гарантированную "плошку риса", но и с тем, чтобы совершенствовать своё мастерство, познавать себя и окружающий мир в русле буддийского миросозерцания. Искусство кулачного боя Шаолиня стало одной из форм, в которой проявила себя культура традиционного китайского буддизма. Таким образом, шаолиньское ушу — это продукт буддийской культуры и китайской ментальности.
Последователями Бато стали его первые ученики Хуэйгуан и Сэнчоу.
В сборнике "Гао сэн чжуань" ("Жизнеописание достойных монахов"), составленном Хуэйцзяо в начале периода правления династии Южная Лян (502 — 557 гг.), рассказывается, что как-то в Лояне Бато случайно увидел двенадцатилетнего Хуэйгуана, который 500 раз отбил ногой мячик-волан, стоя на краю колодца. Мальчик играл в ножной волан, рискуя жизнью. В такой опасной игре Бато разглядел талант мальчика к медитации и духовной практике, которые являются неотъемлемой частою ушу. Хуэйгуан был принят в ученики и введён в монастырь Шаолинь.
Сэнчоу — другой ученик Бато. Его никто не мог превзойти в искусстве сидячей медитации и нанесении удара ногой без предваряющего шага. Чжан Чжо в книге "Чао е цзянь цзай" ("Записи о событиях в столице и провинциях") описал, как Сэнчоу и другие монахи занимались ушу. Сэнчоу принял монашество, будучи болезненным мальчиком; но он настойчиво упражнялся в боевом искусстве с другими монахами, претерпевая немало обид и побоев от старших во время тренировок. Однажды он понял, что сила духа — это основа физической мощи, что, наконец, позволило ему закалить тело и овладеть мастерством. Как писал Чжан Чжо, он умел "бегать по стенам" и "в прыжке достигать балочных перекрытий". Согласно легенде, мастерство Сэнчоу было таким совершенным, что, увидев как-то в горах Ванъу двух дерущихся тигров, он разогнал их своим посохом паломника.
Несмотря на то что в рассказах о последователях Бато есть некоторые преувеличения, но тот факт, что они владели боевым искусством в совершенстве, неоспорим.
Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.
В течение полутора тысяч лет существования монастыря в нем создавались, отбирались и передавались новым поколениям уникальные формы ушу, отличные от других школ и направлений. Фундаментальные основы шаолиньского стиля сформировались уже к концу правления династии Суй (581-618 гг.) - началу царствования династии Тан (618-907 гг.).
Эпоха Суй - время расширения владений Шаолиня. Так как постройки монастыря и его земли раскинулись в предгорьях гряды Суншань, где находили прибежище вооружённые шайки, промышлявшие грабежом, монастырь вынужден был создать для самообороны собственный небольшой военизированный отряд. Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов.
Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.
После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж. Это было так.
На рубеже периодов правления династий Суй и Тан суйский военачальник Ван Шичун, опираясь на военную силу, захватил Лоян, объявил себя императором и послал племянника Ван Жэньцзэ занять Богучжуан, расположенный во владениях Шаолиньского монастыря. Ими было захвачено значительное количество монастырских земель. Монастырь послал монашеские отряды на отпор войскам Ван Жэньцзэ.
Возглавляемые тринадцатью монахами-бойцами - Чжи Цао, Тань Цзуном и Хуэй Яном и другими, они выступили в поход, в ожесточенном бою сокрушили суйские войска и взяли в плен самого Ван Жэньцзэ. Так монахи помогли династии Тан в подавлении мятежа Ван Шичуна. Командовавший танскими войсками будущий император Ли Шиминь не забыл услуг, оказанных монахами.Он пожаловал монастырю 40 циней (около 267 гектаров) земли и водяную мельницу.
Пожалования от танской власти принесли славу Шаолиню и известность шаолиньскому боевому искусству. Как писал в своем стихотворении минский поэт Фу Мэй, начиная с периода Суй - Тан монахи начали претендовать на славу мастеров кунфу: "Земли, [пожалованные] от [государей]Лян и Вой, свидетельствовали о духовных отличиях; с [эпох] Суй и Тан монахи обрели боевую славу". Награждение монахов в связи с оказанной императору помощью свидетельствовало о том, что монахи, помышлявшие лишь о милосердии, применили боевое искусство не только для защиты собственных интересов. Так было положено начало формирования монастырского стиля боевой практики. Одновременно укоренялась и убежденность в том, что чань-буддизм Махаяны "предохраняет людей от зла", что подводило под монастырскую боевую практику еще и теоретическую основу.
Хотя шаолиньские монахи славились мастерством гунфу(кунфу) уже в начале правления династии Тан, но методы обучения мастерству боя, применявшиеся монахами, еще не были объединены общей системой шаолиньского кунфу. Дело в том, что ушу, которым тогда владели монахи, было традиционным китайским ушу, существовавшим в рамках различных стилей народных мастеров. Оно еще не сложилось в специфическую школу. История о том, как тринадцать монахов помогли танскому императору разбить Ван Шичуна, свидетельствовала о том, что тренировки по ушу уже тогда стали популярными среди монахов Шаолиня.С тех пор как император Ли Шиминь пожаловал Шаолиньскому монастырю земли, ханские власти уделяли большое внимание этой обители. Император Ли Чжи (Гао-цзун, правил в 650-683 гг.) и императрица У Цзэтянь (690-705 гг.) часто посещали Шаолинь, император Сюаньцзун(712-756 гг.) поставил в монастыре стелу.
С начала правления династии Тан до эпохи её расцвета в летописях, упоминающих монастырь Шаолинь, редко можно найти описания того, как монахи занимались ушу. Дело в том, что в то время ситуация в обществе была стабильной, к тому же Шаолинь представлял собой действующую буддийскую обитель. Однако тренировки шаолиньских монахов в боевых искусствах продолжались. После мятежа Ань Лушаня (755-761 гг.) страна оказалась в состоянии феодальной раздробленности, сопровождавшемся постоянными войнами. В книгах того периода снова появились записи о шаолиньском ушу. Согласно летописи "Цзю Тан шу" ("Старая история династии Тан"), при императоре Сюаньцзуне, в 815 г., некий Ли Шидао выступил в поддержку мятежа У Юаньцзи против власти Танов. В этом бунте участвовал шаолиньский монах-боец (усэн) Юаньцзин.
Мятежники попытались поджечь дворец в Восточной столице (Лояне), но им это не удалось, так как заговор был раскрыт. Полководец Люй Юаньин в Восточной столице устроил облаву на бунтовщиков. Они бежали в горы Суншань и там были захвачены. От пленников узнали, что зачинщиком выступления был шаолиньский монах Юаньцзин, искусный в ушу старец 80 лет. Летопись повествует, что когда Юаньцзин был захвачен в плен и подвергнут мучительной казни, воину не удавалось отрубить ему топором ногу даже со всего размаха, а Юаньцзин при этом еще и ругался: "Крысеныш, не можешь отхватить человеку ногу, какой же ты палач?!" Но история об участии Юаньцзина в бунте прочив династии Тан зафиксирована только в "Цзю Тан шу" и не упоминается в других хрониках, поскольку монастырь Шаолинь поддерживал тесные союзнические отношения с династией Тан. Сведения об участии Юаньцзина в антитанском выступлении и его высоком мастерстве в боевых искусствах отражают тот факт, что до середины эпохи Тан монахи не прекращали занятий ушу. Из этого можно также сделатъ вывод о том, что практика боевых искусств в знаменитом монастыре неизменно была связана с войнами.
Вследствие преклонения перед чань-буддизмом и утверждении статуса Шаолиня как места рождения этой буддийской школы в Китае, монастырь стал центром чань-буддизма, проповеди которого уделялось главное внимание. Поэтому с середины эпохи Тан до конца правления династии Сун (960-1279 гг.) в исторических анналах не было записей о монашеской практике ушу. Тем не менее, боевое искусство передавалось монахами из поколения в поколение. В конце правления династии Сун в летописях снова появились сведения о боевой практике монахов. Согласно разделу "Жизнеописание Фань Чжисюя" из "Сун шу" ("Истории династии Сун"), при императоре Хуэй-цзуне (правил в 1101-1126 гг.) губернатор провинции Хэнань, Фань Чжисюй, назначил монаха Чжао Цзунъиня советником уезда Сюаньфу (в провинции Хэбэй), а также командующим войсками.
Чжао Цзунъинь организовал из монахов-бойцов отряд для борьбы с армией чжур-чжэньского государства Цзинь. Этот отряд носил громкое название "Нацеленный на победу". Будучи губернатором провинции, Фань Чжисюй поддерживал тесную связь с Шаолинем. Когда-то он поставил в монастыре стелу, названную "Пагода медитации лицом к стене". Поэтому костяком монашеского отряда, организованного по инициативе Фаня, являлись шаолиньские монахи. Это монашеское формирование действительно можно считать преемником шаолиньского отряда эпохи Тан. Кроме того, предание, дошедшее до нас благодаря написанной в конце правления династии Цин (1644-1911 гг.) книге "Шаолинь цюань фа" ("Шаолиньский кулачный бой"), повествует, как в начале правления династии Сун настоятель Фуцзюй собрал в монастыре народных мастеров боевых искусств, и, взяв от каждого из них лучшее, обогатил тем самым боевое искусство Шаолиня.
Другое предание, зафиксированное в созданном при династии Цин трактате "Цюань цзин" ("Канон кулачного боя"), гласит, что основатель династии Суи Чжао Куанъинь (Тай-цзу, правил в 960-976 гг.) в совершенстве владел приемами шаолиньского боя без оружия, известными в последствии как шаолиньский "Длинный кулак Тай-цзу" (Тай-цзу чанцюань). Хотя эти легенды не подтверждаются убедительными историческими фактами, они издавна передаются людьми и в какой-то степени указывают на истоки шаолиньского ушу. Тем более что факт существования при династии Сун монашеского отряда может быть подтвержден.
После воцарения монгольской династии Юань (1271-1368 гг.) ее двор испытывал величайшее благоговение к монастырю Шаолинь, что позволило обители занять беспрецедентно высокое положение. В то же время и монастырь поддерживал господство династии Юань, являясь верным сторонникам императоров. В годы восстаний против династии Юань монастырь не раз подвергался опасности, о чем свидетельствуют исторические документы. Согласно надписи на каменной стеле, в 1294 и 1308 гг. наставник Цзанъюнь дважды обращался с докладами на имя императора, прося высочайшего рескрипта о защите монастыря Шаолинь.
При династии Юань народу было запрещено изготовлять холодное оружие и упражняться в ушу. Но с Шаолинем дело обстояло иначе. Как верным сторонникам Юаньского правления, шаолиньским монахам разрешали заниматься боевыми искусствами для самозащиты. В надписи на каменной "стеле Цин-гуна"(1318 г.) говорится, что монах Хуэйцин (которому и было присвоено почетное звание Цин-гун — "князь Цин") возглавлял отряд, отличившийся в боях по обороне монастыря. Это доказывает, что при Юанях шаолиньские монахи продолжали практиковать боевое искусство для самозащиты. К тому же в монастыре появились многие названия чинов, которые носили только чиновники императорского двора. Последние годы правления династии Юань были смутным временем. Конфликты между сторонником династии Юань - монастырем Шаолинь и противниками Юаней стали неизбежными. Шаолиньские монахи потерпели поражение в столкновении с восставшими крестьянами - армией "Красных повязок". А сам монастырь был взят штурмом. Об этой истории рассказано в "Надписи на пагоде о выдающихся монахах с Суншаньских скал" ("Сунъяньцзюныун хэшан та мин"), датированной 1373 г. Позже война между монахами-бойцами и крестьянской армией превратилась в легенду о том, как "Цзиньнало отразил нападение "Красных повязок".
В легенде говорится, что войска "Красных повязок" осадили Шаолинь. Осада продолжалась несколько дней, и когда силы монахов были уже на исходе, а осаждающие были готовы ворваться в монастырь, монах-истопник Цзиньнало, выхватив из печки горящее полено, бросился прямо в гущу нападавших, и вращая дубинку, обожженную огнем, отогнал их от стен монастыря. Шаолиньские монахи впоследствии стали поклоняться Цзиньнало как наставнику в искусстве боя с шестом. Монахи-бойцы почитали танского монаха Таньцзуна, получившего титул дацзянцзюня ("великого военачальника"), как "Первоучителя монахов-бойцов" (Тоубэй усэн шие), а Цзиньнало - как "Второго учителя" (Эрбэй шие).
С периода Северная Вэй до эпохи Юань не было ни одной исторической хроники, в которой существовали бы записи, специально посвященные описанию занятий монахов Шаолиня боевыми искусствами. Сведения о таких занятиях рассеяны по разным летописям и надписям на каменных стелах. Но истории о боевом искусстве монаха Сэнчоу, о помощи 13 монахов-бойцов танскому двору, о бунте монаха Юаньцзина против Танов, о монашеских отрядах династии Сун и о боях с войсками "Красных повязок" в эпоху Юань — все это говорит о том, что боевая деятельность шаолиньских монахов никогда не прерывалась. Но они занимались только обычным народным боевым искусством, то есть в то время ещё не сложился целостный стиль шаолиньского мастерства кунфу, не сложилась яркая школа ушу. Поэтому данный период считается первоначальным этапом истории шаолиньского мастерства кунфу.