После свержения цинской династии в 1911 году, в период Китайской Республики, Шаолиньский монастырь пришел в полный упадок. Но традиция занятий ушу в монастыре сохранилась.
В годы Китайской Республики самыми известными шаолиньскими наставниками боевого искусства были Хэнлинь и Мяосин. Они прекрасно владели разными видами боевого искусства. В годы становления национального капитала в Китае орудовали многочисленные банды, жившие за счет грабежа общественного и частного имущества. Хэнлинь не раз возглавлял своих учеников для борьбы с бандитами.
Мяосин был самым выдающимся учеником Хэнлиня, который в совершенстве владел шаолиньским искусством боя с оружием и без оружия, нажатия на болевые точки, освобождения от захватов, захватов и болевых приемов, цигун и другими видами шаолиньсфкого кунг-фу. Он отверг старое шаолиньское правило, запрещавшее преподавать шаолиньское ушу мирянам. В 1925 году известный китайский писатель Дуань Ючжи посетил Шаолинь. В своей книге "Закрытые записки о посещении Шаолиньского монастыря" он дал яркое описание занятий Мяосина и его учеников боевым искусством.
В годы Китайской Республики два шаолиньских воспитанника стали генералами. Это были Сюй Шию и Цянь Цзюнь. С 1914 по 1921 год Сюй Шию в Шаолиньском монастыре занимался ушу. Когда он покинул Шаолинь, ему было только 16 лет, но он уже владел разными видами боевого искусства. В 1916 году в Шаолинь пришел тринадцатилетний Цянь Цзюнь, там он занимался хозяйственными делами. Пять лет он потратил на овладение шаолиньским ушу и освоил один из самых известных стилей — Чжушачжан ("Ладонь киноварного песка"). Во время боевых действий они благодаря полученным в Шаолине навыкам хорошо проявили себя, одержав много побед. В 1955 году Сюй Шию было присвоено звание генерал-полковника, а Цянь Цзюню — звание генерал-лейтенанта.
В 1928 году армия партии Гоминьдан осуществляла Северный поход с целью объединения страны. Хэнаньская армия под командованием Фань Чжунсю расположила свой штаб в Шаолиньском монастыре, но была разбита войсками Национальной армии во главе с Ши Юсанем. Армия Ши Юсаня оккупировала Шаолинь, сожгла много ценных исторических строений и материалов о шаолиньском боевом искусстве, а оставшиеся в живых монахи покинули непригодное для жилья место. С того момента шаолиньское кунг-фу пришло в упадок.
После сожжения Шаолинь-сы монахи Чжэньсюй, Судянь, Дэчань и другие хотели восстановить монастырь, чтобы не предать забвению накопленный столетиями опыт ушу. Ведущие монахи-бойцы Чжэньсюй, Судянь и Дэчань собрались для восстановления Шаолиньского монастыря. Они пригласили бывших монахов-бойцов Цзициня, Суцзы, Усаньлиня на должности наставников. Им удалось подготовить всего 40 монахов-бойцов. Были организованы занятия по шаолиньскому боевому искусству в средней школе, созданной Шаолиньским монастырем.
В 1946 г. по приглашению настоятеля Дэи известный мастер боевого искусства, наставник Дхармы Хайдэн начал свою преподавательскую деятельность. Своими выступлениями и преподавательской деятельностью шаолиньские монахи сохранили преемственность шаолиньского боевого искусства.
В годы существования Китайской Республики шаолиньское ушу получило широкое признание в стране, особенно в районах и уездах, прилегающих к Шаолиньскому монастырю; в уездах Дэнфэн и Яньши шаолиньское боевое искусство практически превратилось в народное, и оттуда распространялось по городам и весям нового Китая. В таких деревнях, как Шаолиньсы (названа по имени монастыря), Тагоу, Наньчжаогоу, Могоу, Лотоянь, Лэй, Жуань, Взнь, Дацзиньдянь, большая часть их жителей занималась шаолиньским кунг-фу.
В 1937 году в начале Войны сопротивления японским захватчикам в девяти уездах на западе провинции Хэнань было создано "Общество шаолиньских бойцов по спасению Китая". В обществе насчитывалось более десяти тысяч человек из различных уездов: Дэнфэн, Яньши, Линьжу, Гун и других. Это показывало степень распространения шаолиньского кунг-фу.
В годы Китайской Республики было престижно заниматься ушу и количество практикующих шаолиньское гунфу, в том числе обществ разных видов, выросло многократно. После создания Центральной академии национального искусства самыми приоритетными направлениями в учебном процессе были шаолиньское и уданское ушу (от названия гор Удан).
В период Китайской Республики, по мере распространения шаолиньского кунг-фу по всей стране в ходе непрерывных демонстраций, слияния, обобщения, упорядочения, синтеза сформировалось множество школ. С точки зрения формы и содержания, шаолиньское кунг-фу, которое сформировалось посредством слияния народных боевых искусств, уже имело большие отличия от того шаолиньского кунг-фу, которое исторически передавалось и преемствовалось в монастыре Шаолинь. Так, стиль, которым занимались в окрестностях Шаолиньского монастыря, обладал чертами традиционного шаолиньского боевого искусства, а стили других мест, можно утверждать, уже не соответствовали традиционному шаолиньскому ушу и, более того, превратились в другой вид по сравнению с традиционным.
Во времена Китайской Республики в обществе наблюдался и рост публикаций книг о шаолиньском боевом искусстве, и систематизация знаний о нем. С 1911 по 1945 год, по неполным статистическим данным, было издано более 40 книг о шаолиньском ушу. Среди них: "Тайные речитативы шаолиньского кулачного искусства" ("Шаолинь цюаньшу мицзюэ"), составитель сборника скрывался под псевдонимом Цзуньвочжай чжужэнь ("Хозяин Обители самоуважения"); "Меч Бодхидхармы" (“Дамо цзянь") — описание упражнений с прямым мечом, выполненное Чжао Ляньхэ; "Достоверное описание общих упражнений по отработке перемещений и кулачного боя" ("Шаолинь чжэн цзун лянь бу цюань") У Чжицина; "72 приема шаолиньского боевого искусства" ("Шаолинь цишиэр и лянь фа") Цзинь Эньчжуна; "Шаолиньское искусство боя с шестом" ("Шаолинь гуньфа") Цзян Жунцяо, "Кулак шаолиньских архатов, защищающих горные врата обители" ("Шаолинь ху шань цзы мэнь лоханьцгоань") Чжу Сятяня и т.д.
Среди опубликованных книг, кроме "72 приемов шаолиньского боевого искусства" и "Кулака шаолиньских архатов", где описано традиционное шаолиньское гунфу, все остальные издания посвящены разработке народного шаолиньского кунг-фу, плохо соответствующими, даже совсем не соответствующими традиционному шаолиньскому ушу. Возьмем книгу, например, "Тайные речитативы шаолиньского кулачного искусства": описанное в книге шаолиньское боевое искусство на самом деле было народным ушу, принадлежавшим к южному стилевому направлению.
В связи с появлением книг о псевдошаолиньских стилях как реакция на них были изданы работы по истории шаолиньского боевого искусства. Например, "Исследование шаолиньского и уданского ушу" ("Шаолинь Удан као") и "Удостоверенное исследование тайных речений шаолиньского кулачного искусства" ("Шаолиньцюань мицзюэ каочжэн") Тан Хао; "Удостоверенное исследование толкований к изображениям традиционной техники Шаолиня" ("Шаолинь цзунфа ту шо каочжэн") Сгой Чжэна, которые играют важную роль в познании настоящего шаолиньского боевого искусства и в наши дни.