Манускрипт шаолиньского цигун

Что означает термин Цигун?

Цигун (кит. 气功, qigong), - это русское произношение китайского слова, состоящего из двух иероглифов: qì (氣) и gōng (功).

Ци (или чи, кит. qì (氣)) часто переводится как жизненная энергия, или энергия, циркулирующая через тело; хотя более общее определение - это универсальная энергия, включая тепло, свет и электромагнитную энергию, а также к понятию энергии Ци часто относят дыхание, воздух, газ или связи между материей, энергией и духом. Ци является основным основополагающим понятием в традиционной китайской медицине и боевых искусствах.

Гун (кит. gōng (功)) часто переводится как культивирование или работа, а более широкое определение этого термина включает в себя такие понятия как: практика, умение, мастерство, заслуга, достижения, служение, результат или достижение, и часто используется для обозначения другого традиционного китайского термина - гунфу (кунг-фу), означающего достижения через большие усилия.

Эти два слова: Ци и Гун соединяются в одно - Цигун, обозначая системы для культивирования и гармонизации баланса жизненной энергии, чаще всего, с целью укрепления и улучшения здоровья.

Хотя слово цигун (氣功) восходит к даосской литературе ранней династии Тан (618-907 гг. Н.э.), сам термин цигун, использующийся в настоящее время, был введен в конце 1940-х - 1950-х годах, для обозначения широкого круга китайских систем самосовершенствования и оздоровления – ставя акцент на медицинском и научном подходе, в то же время, отодвигая на второй план мистицизм и привязанность к каким-либо религиозным учениям.

За длиннейшую историю китайской культуры, которая насчитывает более 5000 лет, было разработано большое разнообразие форм цигун в разных сегментах китайского общества:

  • в традиционной китайской медицине для профилактических и лечебных целей,
  • в конфуцианстве, чтобы продлевать длительность жизни, улучшать мораль и характер человека,
  • в даосизме и буддизме - как часть медитативной практики,
  • в китайских боевых искусствах, для повышения боевых способностей и восстановления тела и здоровья.

Современный цигун смешивает разнообразные, а иногда и разрозненные традиции, в частности даосскую медитативную практику «внутренней алхимии» (Neidan 內丹 術), древние медитативные практики «движение ци» (Xing qi 行氣) и «стояние столбом» (Zhan zhuang 站桩), и медленное гимнастическое дыхательное упражнение «направления и натяжения» (Dao yin 導引). Традиционно знание о цигун непрерывно передавалось от мастера к ученику, как правило, с секретными и эзотерическими методами обучения и устной передачей тайных техник.

Начиная с конца 1940-х и 1950-х годов, правительство материкового Китая пыталось интегрировать разрозненные подходы цигун в единую систему с намерением создать прочную научную основу для практики цигун. В 1949 году Лю Гуйчжэнь выбрал термин «цигун» для обозначения системы практики сохранения жизненной силы и здоровья, которую он и его товарищи развивали на основе Дао Инь и других философских традиций. Эта попытка рассматривается некоторыми синологами как начало современной или научной интерпретации цигун.

Во время Большого скачка (1958-1963) и Культурной революции (1966-1976) цигун, наряду с традиционной китайской медициной, находился под жестким контролем с ограничением доступа широкой общественности, но в то же время, активно внедрялся в государственных реабилитационных центрах и больницах. После Культурной революции цигун, наряду с Тайцзи цюань, популяризировался как ежедневные утренние упражнения, широко практикуемое по всему Китаю.

Сегодня миллионы людей во всем мире практикуют цигун. Те кто интересуется цигун, как и в прошлые времена, происходят из разных слоев общества и практикуют его по разным причинам, в том числе для отдыха, физических упражнений, расслабления, профилактики, самовосстановления, альтернативной медицины, самосовершенствования, медитации, развития духовности или для боевых искусств.

В Воронеже, в нашем Центре, помимо шаолиньского, мы практикуем и другие виды цигун, включая медицинский и даосский цигун. Благодаря этому занимающиеся могут более гибко подходить к изучению и практике цигун исходя из собственных интересов и целей.