Начиная с периода Северная Вэй и до эпохи Юань монахи-бойцы совершенствовали свое боевое мастерство, а в годы правления династии Мин (1368-1644 гг.) сложилась целостная система шаолиньского мастерства – кунфу (кунг-фу, гунфу). Только в эпоху Мин определилось название шаолиньского стиля ушу. Это значит, что впервые с тех пор как шаолиньские монахи-бойцы начали заниматься боевыми искусствами, их стиль стал формально называться "шаолиньским".
После воцарения династии Мин деятельность шаолиньских монахов-бойцов сосредоточилась на углублении содержания тренировок. К середине периода правления династии Мин вошли в обычай масштабные и регулярные показательные выступления бойцов. В 1513 году Ду Му написал "Записки о путешествии в горы Суншань" ("Ю Суншань цзи"), в которых рассказывал о боевых искусствах шаолиньских монахов. Другая легенда гласит, как монах Саньци, искусный в ушу, возглавил войска, ведшие боевые действия в различных регионах страны в годы правления под девизом Чжэндэ (1506-1521). Эти две записи показывают, что практика боевых искусств в монастыре Шаолинь к середине периода правления династии Мин достигла высокого уровня.
При династии Мин шаолиньское искусство боя с шестом стало известным раньше других приемов шаолиньского ушу. Согласно трактату "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" (“Шаолинь гуньфа чаньцзун"), написанному Чэн Цзунъю в годы правления под девизом Чжэндэ, преемник Цзиньнало Хамаши научил монаха Бяньтуня искусству боя шестом и без оружия. Хамаши - это лама Даоюань. Согласно летописному свидетельству, Даоюань был ламой в районе Чжанъе провинции Ганьсу. В пятом году правления под девизом Тяньшунь ("Следование Небу") (1461 г.) он пришел в монастырь Шаолинь и стал чаньским монахом. Затем он начал учиться искусству кулачного боя и владению шестом и долго жил в "Обители первого патриарха" (Чуцзуань). В последние годы правления под девизом Чэнхуа (1464-1487 гг.) в Шаолинь пришел Бяньтунь и поступил в ученики к Даоюаню. Через много лет Бяньтунь стал известным буддийским монахом и великим наставником боя с шестом. После того, как он прошел всю выучку у Даоюаня, он начал путешествовать по Поднебесной. Согласно легенде, когда он оказался на юге, в провинции Юньнань, в районе проживания народа мяо, он защищал местных жителей с помощью своего боевого искусства. За это мяосцы почитают его святым.
С развитием шаолиньского искусства боя шестом, в годы правления династии Мин под девизом Цзяцзин ("Образцовый порядок", 1521-1566 гг.) шаолиньский шест приобрел всеобщее признание. Тогдашний знаменитый полководец Юй Даю, который вел сражения с японскими пиратами, оставил на стеле "Новые десять буддийских обителей" ("Синь цзянь ши фан чань юань") запись: "Я слышал, что в монастыре Шаолинь существует чудесная традиция боя с длинным оружием, поэтому на сороковой год правления под девизом Цзяцзин я заехал в монастырь. Монахи, которые владели этим искусством, вышли на тренировочный двор и показали свое искусство". "Длинное оружие", о котором писал Юй, - это шест, "чудесная традиция" владения которым, согласно преданию, шла от того самого Цзиньнало, который жил в конце эпохи Юань. В XVII в. У Шу в "Записках о рукопашном бое" ("Шоу би лу") тоже описывал чудесное шаолиньское искусство боя с шестом, описывал несравненное мастерство Цзиньнало. Из этих двух текстов видно, что в конце династии Юань и начале династии Мин шаолиньские монахи уже начали упражняться в искусстве боя шестом. То есть шаолиньское искусство боя с шестом было создано в конце правления династии Юань и начале правления династии Мин, а в середине и в последние годы правления династии Мин оно достигло зрелости. С периода правления под девизом Цзяцзин (1521 - 1566 гг.) до годов правления под девизом Ваньли ("Десятитысячелетнее царствование", 1572- 1620 гг.) "великим наставником" (даши) боя с шестом был шаолиньский монах-боец Хунчжуань.
В "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" ("Шаолинь гуньфа чань цзун") Чэн Цзунъю говорится, что когда автор в годы правления под девизом Ваньли учился в Шаолине искусству владения шестом, Хунчжуаню уже было более 80 лет, но его техника боя с шестом была "божественной", и он пользовался всеобщим почитанием среди монахов. Согласно записи на стеле, установленной на 27 году правления под девизом Цзяцзин (1548 г.), Хунчжуань был преемником известного монаха-бойца Чжоую Саньци, у которого он научился искусству боя с шестом. Хунчжуань не только в совершенстве овладел этим искусством, но и написал трактат, в котором соединяется опыт боя с шестом и копьем, — “Способы боя с копьем из беседки Записей грез" ("Мэнлюйтан цянфа") в одном цзюане (томе), дошедший до последующих поколений. Этот трактат знаменитый мастер боевых искусств У Шу включил в свои "Записки о рукопашном бое". Кроме того, в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" упоминаются и другие монахи-мастера боя с шестом, такие как Хунцзи, Цзунсян, Цзундай, Гуанъань и др. Известный полководец Хэ Лянчэнь в годы правления Цзяцзин в своей книге "Записки о ведении боя" ("Чжэнь цзи") тоже описывал шаолиньское искусство боя с шестом.
Другой известный полководец периода Цзяцзин, Ци Цзигуап, сражавшийся против японских пиратов, в своем трактате описал некоторые приемы искусства боя с шестом, в том числе шаолиньское искусство боя шестом. А самые первые названия определенно шаолиньского искусства шеста появились в книге "Сочинения об искусстве боя" ("У бянъ"), написанной Тан Шуньчжи в середине годов правления под девизом Цзяцзин. В ней есть рифмованные речитативы для упражнений с шестом "иньского" стиля.
Шаолиньский шест славился и в правление династии Мин. Участвовавшие в войнах монахи-бойцы почти всегда пользовались шестами. Хотя в исторических хрониках, повествующих об охране границы монашеским отрядом численностью более тысячи человек под руководством Чжоуто Саньци в годы Чжэндэ, не упоминается, каким оружием они пользовались, нам нетрудно догадаться, что они пользовались шестами, поскольку позднее, в период правления под девизом Цзяцзин, оказывая отпор японским пиратам, они применяли именно шесты. В текстах книг "Особое положение в Цзяннани" ("Цзяннань цзинлюэ"), "Трактат о событиях, связанных с японскими пиратами" ("Вэй бянь чжи"), "Разнообразные записки о переданном" ("Юнь цзянь цза цзи"), "Записи о повседневно познаваемом" (“Жи чжи лу") рассказывается, что шаолиньские монахи-бойцы бились шестами, окованными железом. Так, в "Трактате о событиях, связанных с японскими пиратами” повествуется о том, как монах-боец Чжинан, сражаясь в составе организованного для борьбы с пиратами отряда монашеских войск под командованием Юэкуна, в бою ударом железного посоха, нанесенным в прыжке, убил японского пирата. Эти рассказы об использовании шаолиньского шеста в войне с пиратами свидетельствуют о его популярности.
Развитие шаолиньского искусства боя с шестом было тесно связано с войнами. В военных походах, в боях монахи использовали технику работы с шестом, так что военное искусство повлияло на развитие боевого искусства монахов. В надписи на каменной стеле, посвященной монаху-бойцу Саньци, описаны совершенные им подвиги, когда в середине годов правления династии Мин отряды монгольских князей постоянно вторгались в земли династии Мин на северных границах. Правители династии собрали военные силы, в том числе и монашеский отряд, для обороны и охраны своей территории. В годы правления под девизом Чжэндэ ("Совершенная добродетель", 1506- 1522 гг.), по указу императора У-цзуна Саньци возглавил более тысячи монахов-воинов для охраны границ северных провинций Шаньси и Шэньси. Потом Саньци с армией совершил поход в юго-западную провинцию Юньнань. За свои военные подвиги он получил высокий пост от императорского двора. С периода Чжэндэ до периода Цзяцзин отряды шаолиньских монахов участвовали в подавлении крестьянских восстаний.
Согласно трактатам великого воина Юй Даю, в 1561 г. он сам побывал в Шаолиньском монастыре в надежде встретить там великих мастеров. Но его постигло жестокое разочарование - к своему удивлению, он не обнаружил никаких откровений в монашеском боевом искусстве. Посмотрев выступление монахов с шестами, Юй Даго с грустью заметил: "Традиции Шаолиньского шеста, славившиеся с древности, утрачены.". Тогда руководитель монастыря решил отправить двух монахов-бойцов - Цзунцина и Пуцуна вместе с войсками под руководством Юй Даю на юг. Три года монахи находились в действующей армии, а вернувшись в монастырь Шаолинь, обучили около ста человек искусству ведения поединка с шестом. Шаолиньские монахи участвовали во многих войнах, среди которых самой масштабной считается война с японскими пиратами во времена годов правления династии Мин под девизом Цзяцзин. Эта война длилась десятки лет. Благодаря участию монахов в многочисленных сражениях с японскими пиратами шаолиньское искусство боя с шестом стало быстро развиваться.
Во времена династии Мин многие занимались искусством боя с шестом; возникла даже целостная теоретическая система этого искусства. Так, в годы правления под девизом Ваньли народный мастер ушу Чэн Цзунъю с Юньшуем, Цзюньсинем и Ханчу пришли в монастырь Шаолинь учиться этому искусству. Более десяти лет они учились у разных монахов-мастеров - Хунчуаня, Хунцзи, Цзунсяна, Гуанъаня, овладевая искусством владения шестом. В 1616 г. Чэнь Цзунъю написал уже упоминавшийся трактат "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" на основе техники, которой он научился в монастыре Шаолинь.
В разделах "Обзор сборников" (“Цзилюэ") и "Вопросы и ответы" ("Вэньда") он подробно рассказывал об истории шаолиньского искусства боя с посохом (шестом): его особенностях, технике, методах тренировок и т.д. Трактат был снабжен иллюстрациями. Кроме того, в нем были описаны разные индивидуальные комплексы - таолу, например, с малой рогатиной-шестом (сяо ечагунь), с большой рогатиной-шестом (да ечагунь), с шестом "иньской” руки (иньшоугунь), "хлопающим шестом" (пайгунь), шестом снующего челнока" (чуаньсогунь) и т.д. Поэтому "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" представляет собой сводный теоретический и практический трактат о шаолиньском шесте. Данный трактат сыграл важную роль в изучении происхождения, развития, специфики и содержания шаолиньского искусства боя с шестом. Он и является самой ранней книгой о шаолиньском шесте, дошедшей до нас.
Выдающийся военный теоретик и компилятор конца периода Мин Лао Юаньи написал в своем трактате "Энциклопедия боевой подготовки" ("У бэй чжи", 1621) о "шаолиньском шесте": "Все боевые искусства берут начало в шесте, а шест берет начало в Шаолине".
"Шаолиньский кулак" стал известен чуть позже, чем "шаолиньский шест". Но если говорить с точки зрения развития ушу, то "шаолиньский кулак” является самым ранним боевым искусством, которым занимались монахи-бойцы Шаолиня. Например, в первые годы существования монастыря, при династии Северная Вэй, монах Сэнчоу обучался кулачному искусству. Хотя "шаолиньский кулак" и передавался монахами из поколения в поколение, целостная система этого искусства не сформировалась до династии Мин.
Системы "шаолиньского кулака" и "шаолиньского шеста" сформировались примерно в одно время. В "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" написано, что учитель Даоюань научил монаха Бяньтуня не только искусству боя с шестом, по и кулачному искусству. В годы правления под девизом Цзяцзин "шаолиньский кулак" был также широко известен, как и "шаолиньский шест". Тан Шуньчжи, выдающийся военный и политический деятель эпохи Мин, написал трактат "Собрание сочинений Синчуаня" ("Синчуань вэнь цзи"), где в разделе "Речитативы даосов с гор Эмэй" ("Эмэй дао жэнь гэ") похвально отзывался о шаолиньском кулачном искусстве. О развитии "шаолиньского кулака" в период династии Мин рассказывают и другие исторические записи. В 9-м году правления минского императора под девизом Ваньли (1581 г.), чиновник Ван Шисин составил "Записки о путешествии в горы Суншань” ("Сун ю цзи"), где писал о выступлении монахов-бойцов, что они совершенны в боевом ремесле и владели кулаком и шестом так, что казалось, будто они летали. Среди этих монахов-бойцов были мастера, которые имитировали движения обезьяны, подпрыгивая и крутясь на месте. Из этого описания нетрудно заметить, что в то время монастырь Шаолинь был знаменит не только искусством боя с шестом, но и кулачное искусство тоже достигло высокого уровня. Появились многие направления кулачного искусства, в том числе "кулак обезьяны".
Шаолиньский кулак периода Мин является техникой реального поединка. В 36-м году правления Мин под девизом Ваньли (1608) чиновник Цзинь Чжунши описал в "Записках о путешествии в монастырь Шаолинь, что в горах Суншань" ("Ю Суншань Шаолиньсы цзи"), как монахи принимали его и демонстрировали перед ним свои поединки. В 39-м году периода Ваньли Юань Хундао в своих "Записках о путешествии в горы Суншань" ("Сун ю цзи") тоже упоминал о выдающемся мастерстве монахов в "шаолиньском кулаке". Система кулачного искусства сложилась не позднее искусства боя с шестом. Но "шаолиньский кулак" стал известным гораздо позже, чем шест. К тому же он не вызвал такого широкого признания. Данный факт можно заметить из отрывка "Разъяснения истоков шаолиньских методов владения шестом" в разделе "Вопросы и ответы". В нем Чэн Цзуныо утверждал, что искусство боя с шестом создал Цзиньнало, который славился в Поднебесной, тогда как кулачное искусство не имеет конкретного родоначальника, и потому его нельзя сравнивать с техникой владения шестом. Прочитав этот отрывок, многие могут подумать, что "шаолиньский кулак" сложился после формирования искусства боя с шестом. На самом деле Чэн Цзуныо имел в виду не то, что искусство шеста возникло раньше кулачного искусства, а то, что оно стало популярным раньше, чем кулачное искусство.
Есть и другие факты, доказывающие зрелость шаолиньского кулачного искусства в период правления династии Мин. В период правления под девизом Цзяцзин выдающийся военный деятель Тан Шуньчжи в своей книге оценил шаолиньское кулачное искусство как большую редкость. Кроме этого, Хуан Цзунси - выдающийся историк, живший на рубеже эпох Мин и Цин, в знаменитой "Надписи на могиле Ван Чжэннаня" ("Ван Чжэннань му чжи мин") написал: "Удалые кулачные бойцы Шаолиня славятся по всей Поднебесной". Эти похвальные слова отражают зрелость шаолиньского кулачного искусства и его влияние в обществе.
В период династии Мин в шаолиньском кулачном искусстве, так же как в шаолиньском искусстве боя с шестом, сформировалась целостная теоретическая система. Монах Сюаньцзи пришел в монастырь Шаолинь в годы под девизом Ваньли и всю жизнь изучал кулачное искусство, став впоследствии известным мастером, возглавившим шаолииьских монахов-бойцов. Он обучил шаолиньскому кулачному искусству своего мирского ученика Чэнь Сунцюаня, который затем передал это искусство Чжан Минъэ. В начале правления династии Цин Чжан Кунчжао составил знаменитый шаолиньский "Канон кулачного боя" ("Цюань цзин"), базируясь па кулачном искусстве от Сюаньцзи. "Канон кулачного боя" знакомит читателя с техникой передвижений, ударами, выполняемыми руками, локтями, ногами: в трактате давались указания относительно правильного положения туловища, движений рук, ног, техники взгляда, управления "жизненной энергией" ци. В нем были проиллюстрированы разные комплексы шаолиньского кулачного искусства. Можно сказать, что "Канон кулачного боя" - это теоретическая работа о "шаолиньском кулаке", ознаменовавшая формирование системы шаолиньского кулачного искусства.
В комплексы шаолиньского кунфу (гунфу, кунг-фу) эпохи Мин входили не только искусство боя с шестом и кулачное искусство, но и многие другие виды боевых искусств. Например, в "Записках о странствии к Суншаньским вершинам" ("Сун гао то цзи"), приписываемых Вэнь Сянфэну, к 43 году под девизом Ваньли относится запись о том, что среди шестнадцати монахов-бойцов были те, кто владеет искусством боя без оружия, кто владеет прямым мечом, кто владеет дубинкой-"плетью" бянъ, кто владеет трезубцем-цзи, и т.д. В "Хрониках уезда Денфэн" (“Денфэн сянь чжи") о монахе Хао Жучэне, жившем в эпоху Мин, сказано: «Монах-боец в монастыре Шаолинь, владеющий кулаком и шестом, особенно хорошо умеет пользоваться алебардой "большой меч" (да дао)». В 1625 году ревизор двора в провинции Хэнань Чэн Шао оставляет стихотворение, в котором описывает свои впечатления от сверкания алебард и окованных посохов, удары которых неуловимы глазом. Эти записи подтверждают многообразие комплексов и видов оружия шаолиньского кунфу.
В период династии Мин в монастыре часто проводились, показательные выступления мастеров ушу, что способствовало повышению мастерства шаолиньского ушу. Многие знатные люди того времени, такие как Ду Му, Юй Даю, Гун Дин, Чэн Шао, Ван Шисин, Цзинь Чжунши, Юань Хундао, Вэнь Сянфэн, были свидетелями выступлений в Шаолине и восхищались высоким мастерством монахов-бойцов.
В 8 году правления под девизом Чжэндэ (1513 г.) заведующий придворным ведомством приема посольств Ду Му в сопровождении начальника уезда Дэнфэн Ли Цзюйжэня прибыл в монастырь Шаолинь с инспекцией. Посмотрев выступление монахов-бойцов, он оставил запись, в которой похвалил высокое мастерство шаолиньского ушу. Это первая запись о показательном выступлении монахов. В 40 году под девизом Цзяцзин (1561 г.) известный военачальник Юй Даю в монастыре Шаолинь смотрел выступление тысячи монахов-бойцов, демонстрировавших искусство боя с шестом. В июне 9 года правления под девизом Ваньли (1581 г.) чиновник Ван Шисин из ведомства церемониала заезжал в монастырь, где ему также показывали разнообразные боевые искусства. В июне 36 года правления под девизом Ваньли (1608 г.) чиновник Цзинь Чжунши, будучи с инспекцией в провинции Хэнань, заезжал в монастырь Шаолинь. Монахи устроили ему прием и показали ему боевое искусство. В 38 году правления под девизом Ваньли (1610 г.) чиновник Ли Сысяо посещал Шаолинь и оставил знаменитые стихи о шаолиньском кунфу. В 39 году правления под девизом Ваньли (1611 г.) Юань Хунтао, направленный в провинцию Шэньси для руководства государственными экзаменами, проездом побывал в монастыре и видел показательные выступления монахов-бойцов. В апреле 43 года правления под девизом Ваньли (1615 г.) знаменитый писатель Вэнь Сянфэн посетил Шаолинь. Специально для него было устроено выступление, в котором участвовали 60 монахов-бойцов.
Другой деятель периода под девизом Ваньли - высокопоставленный чиновник из ведомства церемониала Гун Дин под впечатлением устроенного для него представления написал о нем восторженные стихи. В 5 году правления под девизом Тяньци (1620 - 1627 гг.) ревизор двора в провинции Хэнань Чэн Шао составил стихи "Наблюдаю занятия ушу в Шаолипе". Эти стихи образно отражают живые картины показательных выступлений монахов-бойцов:
"Лишь на время решил я здесь отдохнуть, посмотреть на монахов-бойцов.
Сверкают алебарды и металлические посохи, кажется, их удары громоздятся один на другом.
Мощные удары обладают силой воспаряющего духа,
а обучение этому позволяет обрести способности тигра".
Эти слова были вырезаны на камне в монастыре Шаолинь, сохранившемся до наших дней. Шаолиньские монахи выступали не только перед высокопоставленными сановниками. Рядовые чиновники, такие как Чжоу И, Фу Мэй и другие, тоже посмотрели показательные выступления и запечатлели увиденное в стихах. Масштабные выступления шаолиньских монахов-бойцов не только демонстрировали шаолиньское боевое искусство, но и способствовали его развитию.
После того как шаолиньское кунфу получило славу в годы правления династии Мин, оно начало широко распространяться по всей стране. Учеников известных шаолиньских монахов-бойцов можно было встретить во многих районах Китая. Кроме того, многие приезжали в монастырь для обучения кунфу, например, Чэн Цзюньсинь, Чэн Ханьчу, Чэн Цзунъю. Книга "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом", написанная Чэн Цзунъю через 10 с лишним лет усердной работы, стала символом шаолиньского искусства боя с шестом, способствуя его распространению по Поднебесной. Благодаря монаху Сюаньцзи, жившему в период правления династии Мин, шаолиньское кулачное искусство широко распространялось в народе. Кроме того, военачальники при династии Мин не раз приглашали монахов-бойцов тренировать свои войска. Это и помогло монастырю Шаолинь завоевать всеобщее признание.