Шаолиньское кунг-фу

Особоенности шаолиньского ушу

У каждого традиционного стиля ушу есть свой набор характерных особенностей, формирующих как основу стиля, влияющих на ритмику движений в комплексах и тактику ведения боя. Собственно, эти особенности и выделяют стиль, как отдельное самодостаточное боевое искусство.

Ниже мы рассмотрим главыне характерные черты и принципы традиционного шаолиньского ушу, или как принято назвать своё боевое искусство в монастыре Шаолинь – шаолиньское кунг-фу (少林功夫). 

Характеристики и принципы шаолиньского кунг-фу

  •  Акцент на реальном боевом применении техники, максимальная простота и эффективность приемов.

    Шаолиньское ушу создавалось для защиты монастыря и монахов от грабежей разбойников.  За время 1500-летней истории монастыря техника шаолинького ушу постоянно обкатывалась в реальных схватках как с разбойниками, так и с военными. Например, известнейшая история про 13 монахов, которые вступились во времена смуты в 620 году за будущего императора Ли Шиминя. Да и сами военные и гражданские мастера боевых искусств, приходили в Шаолинь, оставляли там свои знания и практический опыт. Всё это повлияло на концепцию техники шаолиньского стиля, акцент которой ставиться не на зрелищности, а на эффективности и практичности применения в реальной жизни.

  • Большое количество комплексов и разнообразие техники.

    В момент своего пика развития, во времена династии Мин шаолинськое кунг-фу насчитывало более 700 различных комплексов (套路, наборов приемов), разнообразных по используемой технике и методам боя. Такой широки набор техники кунг-фу позволяет практикующему найти для себя наиболее подходящую, а так же иметь в  арсенале расширенный набор приемов  на разные случаи жизни, при условии их отработки, конечно.

  • Движение по прямой линии.   «拳打一條綫» Кулак бьет по прямой линии (по одной нити).
    Это одна из ярких особенностей шаолинского стиля – движение во время атаки и отступления выполняется по прямой. Этот принцип отражается и в исполнении  шаолиньских комплексов, в которых  движение происходит только по одной линии.  Конечно, это не означает что в технике нет боковых атак, уходов в сторону и др. 
  • Непрямая и несогнутая, скручивания и выкручивания (скручивая заходишь, выкручивая выходишь).

    «Непрямая и несогнутая» – это описание характиерисики ударов. Во время удара рука не натянута до предела, обеспечивая сохранность суставов и связок, возможность подвижности при попытки залома руки противником. Но также и не чрезмерно согнута, обеспечивая нужную жесткость удара.

    Скручивания и выкручивания  – это про технику ударов. Удар выполняется гармоничным скручиванием тела и руки, обеспечивая максимальную силу и резкость удара, передачи удару силы всего тела и даньтяня (центра тяжести, энергетического центра). Руководство гласит:Изогнутая и не изогнутая, прямая и не прямая,Короткая выпрямляется, длинная сгибается.Удар движется по спирали, инь и ян сокрыты.

  • Практика кунг-фу на месте где может улечься бык.

    Еще один из ярких принципов шаолиньского ушу. Для практики «шаолиньского кулака» достаточно ограниченного участка, лишь места, на котором может улечься корова. Даже если места очень мало, всегда остаётся возможность тренировки: можно оттачивать мастерство и развивать силу.

    Руководства ао шаолинському кулаку гласят:
    « Практикуй ушу на месте, где уляжется бык, двигайся вперед и назад, меняя приёмы.
    Не шагая быть похожим на шаг – на самом деле шагать, не двигаясь быть похожим на передвижение – двигаться на самом деле.
    Практикуй воинское искусство на месте, где уляжется бык, сражаясь по всем направлениям.
    Если птица в клетке научиться летать, то выбравшись из клетки она станет больше дракона.
    Крепкий стебель, который сможет сохранится и под снегом, весной будет еще краше.»

  • Уникальное сочетание внутреннего и внешнего  内外兼修、獨一幟 . 
    Шаолиньское кунг-фу  – это не толь ко «внешняя практика», оно обязательно включает в себя и внутреннюю работу (с внутренней энергией - цигун, нэйгун).
    Внутренняя практика – это про практику работы с ци (внутренняя энергия), внешняя практика – это про работу с телом. Суть шаолиньского кунг-фу в соединении этих практик в единое целое.

Автор: Иван Елизаров