Фреска Шаолиня - тренировка монахов

Шаолиньское кунфу

Рассказывая про  обучение кунфу в нашем Центре, мы разобрались что значат понятия "кунфу"(или "кунг-фу") и "ушу".  Мы выянили что, хотя значения этих слов отличаются, но на западе этимим словами называют одно и тоже, а именно, боевые искусства Китая. Так же мы вкратце рассмотрели отличия спортивного и традиционного ушу: в первом акцент ставится на эстетике движений, их красоте, в традиционном же ушу под красотой понимают гармонию силы, скорости и, главное, смысла движения или приема (т.е. его прикладного применения).

Теперь же давайте подробнее коснемся именно Шаолиньского кунфу, то есть того боевого искусства, которое практиковали в легендарном монастыре Шаолинь.

История Шаолиньского ушу

История создания кулачного искусства монастыря уводит к  Бодхидхарме (кит. Дамо). Бодхидхарма является одной из самых таинственных и, вместе с тем, известной и почитаемой фигурой не только в Шаолине, но и во всем Китае. Именно он считается основателем Чань (яп. Дзен) буддизма. Бодхидхарма был индийским миссионером, проповедовавшим одно из направлений буддизма.  Как гласят легенды, после прибытия в Китай, он обосновался  около Шаолиня. Усердно практикуя сидячую медитацию в пещере недалеко от монастыря, Дамо погрузился в глубокое сосредоточение и, постигая свою внутреннею природу, просидел лицом к стене почти девять лет. После такого длительного сидения одной позе, тело Бодхидхармы очень ослабло: мышцы одряблели, ноги с трудом могли двигаться.  Чтобы привести его в порядок, Дамо  разработал комплексы упражнений, которые и легли в основу Шаолиньского кунфу и цигун.  Ицзиньцзин, "Трактат об изменении мышц и сухожилий", и Сисуйзин, "Комплекс омовения костного мозга",  - это комплексы цигун, приписываемые Бодхидхарме. Ицзиньцзин практикуется монахами и последователями и по сей день, тогда как комплекс Сисуйцзин считается утерянным знанием. Также Дамо приписывается создание внешнего комплекса, называемого "18 рук архата". Этот комплекс содержит последовательность 18 приемов рукопашного боя, он практикуется в Шаолине и по сей день.

Передача Бодхидхармой этих комплексов монахам монастыря, традиционно, считается отправной точкой пути развития Шаолиньского ушу и цигун. За последующие века монахи сумели построить сложнейшую систему боевого искусства, содержащую различные комплексы и подстили, разнообразное оружие, способы специальной наработки ударов и укрепления тела и костей, комплексы цигун  для развития внутренней энергии и укрепления здоровья. Комплексная система всех этих составляющих, собственно, и является  Шаолиньским ушу.

Развитию Шаолиньского кунфу весьма помогли гражданские и военные мастера. На протяжении всей истории монастыря, в Шаолинь приглашались известнейшие в  Поднебесной мастера ушу, для того, чтобы поделиться своими знаниями и навыками боя. Среди них были и мастера рукопашного боя, и боя с оружием,  гражданские люди, и известные генералы. Эта возможность получать лучшие знания и техники боя, позволила поднять кунфу монастыря на тот уровень, при котором оно стало легендарным как в Китае, так и за его пределами.

Стоит отметить, что в преподавании ушу в Шаолине важнейшую роль играл учитель, наставник - носитель определенных техник  и методик боя. Причем различные учителя могли владеть разными наборами комплексов и  стилей боя, что повлекло за собой разнообразие подстилей Шаолиньского ушу. В результате, монахи одного поколения, будучи учениками разных наставников, могли иметь совершенно разные техники боя, и даже одни и теже комплексы могли исполнять и трактовать по-иному. Поэтому, говоря про Шаолиньское ушу, нужно понимать, что оно включает себя разные техники и стили боя, возможно, даже не пересекающиеся между собой, и развивавшиеся параллельно на протяжении длительной истории монастыря.

К сожалению, в истории монастыря  случались трагические моменты, когда Шаолинь оказывался под угрозой полного уничтожения, что влекло за собой утрату не только определенных стилей Шаолиньского кунфу, но так же знаний, накопленных многими поколениями монахов . Так, оказавшись втянутым в распри военачальников, охватившие Северный Китай в первой половине 20 века, монастырь Шаолинь был сожжен генералом Ши Юсаном в 1928 году. Генерал Ши Юсан сражался против генерала Фэн Чжунсю, который в детстве обучался в Шаолине боевым искусствам. В результате пожара, пламя уничтожило и повредило многие древние строения и залы монастыря, был сожжен архив с древними записями, хрониками и знаниями монастыря, многие монахи были убиты, уцелевшие - покинули монастырь. На  долгие годы монастырь оказался в запустении, лишь несколько монахов пребывало в монастыре, пытаясь как-то поддерживать уцелевшие постройки.

Активная реконструкция и возрождение монастыря начались лишь в 1983 году, через год после выхода крайне популярного и культового фильма "Храм Шаолинь" с Джетом Ли (Ли Лян Цзе) в главное роле. Монахи, ранее ушедшие из монастыря, снова приглашались в обитель. Были организованы поиски техник и знаний монастыря, сохранившихся за его пределами. Так, один из самых известных деятелей по возрождению традиций и знаний монастыря, монах  Ши Дэцянь (в миру Ван Чан Цин) путешествовал по всему Китаю, разыскивал оставшихся в живых монахов Шаолиня, собирал и переписывал сохранившиеся тексты и манускрипты монастыря. За огромную работу по сбору и сохранению знаний монастыря, Ши Дэцяня прозвали "Шаолиньский библиотекарь". Перенимая уцелевшие знания, собирая по крупицам информацию о традициях и техниках монастыря, в результате удалось восстановить и вдохнуть жизнь в легендарное боевое искусство монастыря Шаолинь, к которому теперь может прикоснуться любой желающий.